Зерно и другая сельхозпродукция является динамичным активом, который может терять свои качества и физические показатели на разных этапах своего движения от поля к потребителю. Составным звеном движения между различными объектами пребывания зерна является его транспортировка.
В этой статье рассмотрим какие потери зерна при транспортировке существуют, можно ли их спрогнозировать и посчитать в бухучете.
Виды потерь зерна во время транспортировки
Пока зерно находится в пути оно находится в вагонах-зерновозах или в прицепах грузовых автомобилях и может теряться как во время движения так и во время стоянки, например на железнодорожных станциях.
Все потери зерна во время транспортировки можно разделить на 2 вида:
- "нелегальные" потери
- естественные потери
"Нелегальные" потери зерна происходят в результате его кражи или преступных схем на различных этапах транспортировки, приемки и взвешивания. Это отдельная тематика, решение которой лежит в плоскости жесткого физического (видео и визуального) контроля транспортировки и хранения зерна.
Естественные, или "легальные" потери зерна при транспортировке - возникают вследствие несовершенства транспортных средств и невозможности их разгрузки без потерь, а также истирания, механического повреждения и других факторов, возникающих во время транспортировки. К естественным потерям также можно отнести и норму погрешности весов при взвешивании.
Нормы естественной убыли зерна и сельхозпродукции при транспортировке железнодорожным транспортом
В Украине до сих пор нормы естественной убыли зерна при перевозке железнодорожным транспортом рассчитываются на основе Постановления №39 от 25.03.1986 года. Поэтому в бухгалтерском учете зерна нужно ориентироваться на эти нормы.
Согласно Постановлению 39 естественные потери зерна, семян и продукции их переработки при перевозке железнодорожным транспортом составляют:
Наименование грузов по группам тарифной номенклатуры по группам тарифной номенклатуры по группам тарифной номенклатуры | Нормы естественной убыли в % от массы груза |
Зерно | |
Зерно, кроме того, что перевозится в вагонах-зерновозах, солод при перевозке на расстояние: - до 1000 км | 0,09 |
- от 1000 до 2000 км | 0,13 |
- свыше 2000 км | 0,18 |
Семена | |
Семена, кроме желудей, семена льна и конопли в таре при перевозке на расстояние: - до 1000 км | 0,09 |
- от 1000 до 2000 км | 0,13 |
- свыше 2000 км | 0,18 |
Продукция мукомольно-крупяной промышленности | |
Мука, крупа при перевозке на расстояние: - до 1000 км | 0,09 |
- от 1000 до 2000 км | 0,13 |
- свыше 2000 км | 0,18 |
Эти нормы являются максимально предельными и используются в первую очередь в спорных вопросах в случае недостачи зерна. Следует отметить, что эти нормы могут быть изменены оператором-перевозчиком и заложены в договоре транспортировки. Например, Укрзализныця закладывает в договоре в разы большую норму до 0,5%, что заставило многих владельцев зерна перейти на автомобильный транспорт, где контролировать потери значительно проще и они сопоставимы с действующими нормами.
Нормы естественной убыли зерна и сельхозпродукции при транспортировке автомобильным транспортом
В Украине до сих пор нормы естественной убыли зерна при перевозке автомобильным транспортом рассчитываются на основе Постановления №63 от 02.06.1986 года. В бухгалтерском учете зерна нужно ориентироваться на них.
Согласно Постановлению 63 естественные потери зерна, семян и продукции их переработки при перевозке автомобильным транспортом составляют:
Наименование грузов | Нормы естественной убыли в процентах от массы груза |
При перевозке зерна, зерносмеси и отходов первой категории*, семян масличных культур и трав, хлебопродукции, отрубей независимо от расстояния: | |
насыпью | 0,07 |
в таре | 0,05 |
Жмыха и комбикорма при перевозке на расстояние: | |
до 25 км | 0,04 |
свыше 25 км до 50 км | |
свыше 50 до 100 км | |
свыше 100 км на каждые следующие 100 км | 0,02 |
Нужно учитывать что:
- При автомобильных перевозках семян, трав, которые были подвергнуты очистке на электромагнитных машинах, норма естественной убыли при перевозках увеличивается на 15%.
- Указанные нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи массы груза.
- Указанные нормы естественной убыли применяются также при перевозках грузов гужевым транспортом.
Что делать в случае обнаружения недостачи зерна в результате транспортировки
В первую очередь проводится документальная работа по фиксированию недостачи. Для этого должна быть проведена соответствующая работа:
- Проверены нормы потерь в договорах с перевозчиками
- Составлен акт о потерях при перевозке
- Сообщено перевозчику об отклонении веса от установленных в договоре нормах
- Внести в договор с элеватором ссылки на "Инструкцию о порядке приемки продукции по количеству" (Инструкция П-6) и "Инструкцию о порядке приемки продукции по качеству" (Инструкция П-7).
Как автоматизировать расчет естественной убыли зерна и продуктов его переработки при транспортировке
Используя специализированные отраслевые решения как GES: Зерно, GES: Зерно КОРП та GES: Комплексная автоматизация элеватора, зерноперерабатывающего предприятия и торговли зерном не нужно знать досконально все цифры для их использования в бухгалтерском учете зерна, так как они уже "заложены" в конфигурации. Таким образом задача по расчету потерь зерна при транспортировке сводится к выбору типа транспорта и типа культуры по которой делается расчет. Кроме того, есть возможность "заложить" данные по потерям, указанные в договоре транспортировки с каждым перевозчиком, что делает процесс расчета более "гибким".