Мукомольные производства в любой стране относят к когорте стратегически важных, от которых зависит продовольственная безопасность. Сегодня мукомольная отрасль в Украине преимущественно состоит из средних и крупных производств, обеспечивающих до 90% общих потребностей страны в муке и крупах. Соответственно, управление такими сложными и стратегически важными объектами не является простым и требует особого подхода.
Структурные единицы на мукомольном заводе
В большинстве, мукомольное производство ассоциируется с производственным подразделением - мельницей, непосредственно перерабатывает зерно в муку. Поэтому инвесторы и заинтересованные в развитии руководители в первую очередь ориентируются на автоматизацию мельницы. Для этого подбирается современное (преимущественно импортное) и высокопроизводительное оборудование, которое собирается в линию. Однако, мукомольный завод, это не только мельница. Как минимум он должен иметь зерновой склад (склад сырья), производственно-техническую лабораторию (ПТЛ), цех готовой продукции, систему оперативного контроля и управления производственным процессом, систему учета и оформления операций с зерном. Если взять распределение расходов на мельницу и вспомогательные подразделения то это будет 50/50, тоесть доля вспомогательных будет такая же, как и непосредственно производственной линии.
Соответственно, одной из задач является снизить затраты на вспомогательные подразделения, а лучшим решением является внедрение автоматизации.
Какие процессы можно автоматизировать при управлении мельницей
Лучше всего поддаются автоматизации вспомогательные процессы - системы оперативного контроля и управления производственным процессом, а также системы учета и оформления операций с зерном. Это объясняется переходом на электронный документооборот и возможностью использовать программные решения для автоматизации мельницы, что касается количественно-качественного учета зерна, готовой продукции и отходов, или побочных продуктов (например, отрубей). Программа сформирует все необходимые документы, что касается бухгалтерского, налогового учета, учета зерна, учета готовой продукции, управления логистикой и прочее. Бухгалтеру или оператору достаточно лишь ввести начальные данные и получить по запросу необходимую накладную, или форму.
Кроме управления бухгалтерией мельницы возможно также автоматизировать работу ПТЛ в части учета партий зерна, поступающих на анализ в лабораторию. В отличие от элеваторов, которые выступают фактически в роли зерновых складов и количественно-качественные показатели зерна сводятся лишь к доведению их до базисных и определению зачетной массы, на мукомольном производстве качество зерна проверяется много-большим количеством параметров. Это объясняется тем, что для получения помольной партии зерна, из которой потом будут производить муку, нужно смешать 2-3 разных его типа, а это требует более тщательной работы лаборатории по маркировке и учету отобранных партий.
Поэтому задача по автоматизации работы лаборатории мельницы сводится как к формированию документации и автоматического проведения расчетов, так и к созданию системы маркировки и распознавания отобранных партий с хранением данных по каждой из них.
Какие программные решения существуют для управления и автоматизации мукомольного производства
Для средних и крупных мукомольных комплексов мы предлагаем собственную разработку - GES: Управление элеватором, мукомольным, крупяным, комбикормовым и масложировым производством, которая построена на основе продуктов BAS ERP и на 100% "закрывает" потребности мельницы в автоматизации оперативного учета зерна и готовой продукции , а также работы производственно-технической лаборатории.